PALEO 2010

Crosby, Stills and Nash

Paleo – мощный open air фестиваль (по некоторым данным – второй в Европе), который в этом году проводился в 35-й раз. Поначалу он проходил в городе в закрытых залах, причем, считался фестивалем фолк-музыки (в этом смысле герои моего репортажа музыкально совпадают с изначальной идеей Paleo). Затем успех, который организаторы, к счастью, не стали сдерживать, увел Paleo из камерного Ньона в открытое поле. Ньон (Nyon) - небольшой швейцарский город на берегу Женевского озера, находящийся между Женевой и Лозанной (ближе к Женеве, но в кантоне, который подчиняется Лозанне). Помимо Paleo город известен еще и тем, что там работает штаб-квартира УЕФА. 

В этом году суммарно Paleo посетило 230 тысяч зрителей (делите на 6 фестивальных дней). Раньше эта цифра доходила и до 300 тысяч. 6 сцен, как затентованных, так и на открытом воздухе. Множество закусочных и киосков с атрибутикой. Из известных музыкантов выступали на этот раз (кроме тех, кого мы коснемся в тексте): Motorhead, Iggy Pop, Jamiroquai, Jacques Dutronc, Alain Souchon.

Входной билет (он действовал на всей территории фестиваля) я выторговал с рук у двух молодых черных, но с выгодой для себя. Спекулянты не знали, куда девать лишние билеты, и отдавали их с уценкой (я сэкономил 15 франков, мог и больше, но нам стало жалко этих ребят).

 

Подойдя к главной сцене (там уже начал выступление Hugues Aufray), я воодушевился, поняв, что звук будет отличный. Я думаю, что Hugues Aufray не случайно поставили перед Crosby, Stills & Nash. Большая французская звезда уже почти 50 лет (а ему сейчас 81!) играет фолк на французском языке. Кое-чем он, несомненно, обязан песням Боба Дилана, которые во множестве перепёр на родной язык и с успехом исполняет на концертах и записывает в студии. 

Надо сказать, что американских кантри-звезд в Европе (а тем более - в России) застать очень сложно по той простой причине, что им это не очень интересно. Кантри-фолк или кантри-рок очень популярны, важны для Америки, это целая индустрия. У них свои радиостанции, отдельные номинации в чартах и Grammy. Кантри-звезды богаты, востребованы у себя на родине, и летать через океан за деньгами им скучно, всего хватает и дома. Редко, но все же бывают в Европе The Eagles или John Fogerty, например. Вот и наши герои приехали. Приехали только на июль, до этого сыграв почти 15 концертов в Америке, где сыграют еще 30 сразу после Европы. Вот так.

Грэм Нэш (Graham Nash) – единственный британец в группе, организовал в начале 60-х The Hollies (отчасти конкуренты «Битлз», между прочим, если подобная конкуренция вообще возможна). Нэш – еще и известный фотограф, основатель калифорнийской фотокомпании Nash Editions. После ухода из The Hollies уехал в Америку, где возобновил знакомство с Дэвидом Кросби (David Crosby), который тогда играл в The Byrds, но вскоре оттуда ушел. Еще один американец Стивен Стиллз (Stephen Stills) стал известен в Buffalo Springfield. Отличный соло-гитарист, во многом и создавший саунд группы. Считается, что история группы Crosby, Stills & Nash началась в 1968 году.

 

Важный момент. Я сыплю названиями групп, где работали наши герои, не для красного словца. Все это были знаменитые в свое время коллективы, которые реально повлияли на развитие рок-музыки, и которых помнят и слушают до сих пор. Не так уж это важно, но, возможно, именно с Crosby, Stills & Nash начался отсчет т.н. «супергрупп» - коллективов, собранных из известных музыкантов, которые объединились, чтобы стать еще известнее.

 

Удивительное сочетание трех голосов (плюс, конечно, подходящий песенный материал) - тот креатив, из которого и родилась группа, и который принес ей на какой-то момент статус лучшей фолк-рок-группы в мире. Обязательно стоит сказать, что к Crosby, Stills, Nash иногда присоединялся (и присоединяется) канадец Нил Янг (Neil Young), еще один динозавр рок-музыки. И тогда к имени группы добавляется …& Young. 

Стиллз и Нэш были в Москве в 1987 году. Они выступали на вечере «Врачи мира за безъядерный мир», отрывок этого выступления я видел по советскому телевидению. Там они познакомились с группой «Аквариум», с которой позже играли вместе в Монреале на подобном форуме. Подарили им пару гитар и портативный восьмиканальный Tascam, который работал на репбазе «Аквариума» в ДыК Связи (во всяком случае, там я его и видел). А подаренную Гребенщикову светлую гитару «Takamine» вы можете увидеть на концертах «Аквариума» конца 80-х, он и позже ее использовал.

 

Надо сказать, что группа не замыкается на собственном материале. Они с удовольствием делали и делают кавера (в Paleo, например, пели Ruby Tuesday - очень старую вещь The Rolling Stones). Из своих песен номером один у них идет Teach Your Children, которую написал Грэм Нэш. На сцене музыканты вели себя сдержанно. С публикой общались мало, кроме нескольких дежурных фраз: как дела?, вы остановили дождь, как в Вудстоке! и т.д., ничего лишнего.

 

Сценический состав группы - 7 музыкантов. Большую тройку сопровождали два клавишника, барабанщик и басист. Очень часто меняли гитары, для Нэша стояли дополнительные клавиши, он иногда оставлял гитару и использовал их. Короче, вариативность была высокая, что тоже освежает выступление, которое длилось полтора часа. Публика, в основном, была солидная, с пониманием, навряд ли случайная. Некоторые рефрены пели вместе с группой или вместо нее, когда группа это организовывала.

 

Но я все же предпочитаю слушать подобные группы не в таких местах, как Paleo. Коэффициент тусовочности здесь повышен и отвлекает от стоящей музыки. Если внимательно слушать нужное выступление, то вряд ли останутся силы на что-то другое. А на Paleo все устроено так, что тебя берут в оборот сразу же, глаза разбегаются!